Как я отдыхал на море (под Керчью)

Этот год для меня был особенно напряженным. К началу лета я почувствовал, что силы совсем оставляют меня, и стал просить начальство об отпуске. Наконец, в начале июля я получил просимое. Но еще задолго до отпуска я решил, что поеду на море.

Я предъявляю к месту отдыха следующие требования.

После посещения ряда сайтов и переписки с народом, ездившим в разные места я пришел к выводу, что в значительной степени удовлетворяет этим требованиям поселок Героевское (старое название - Эльтиген) в 15 км к югу от Керчи. Поэтому решил ехать туда.

Билет на поезд #127 Москва-Керчь взял за 6 дней (29 июня на 4 июля) в коммерческой кассе. В наличии были верхние места купе, верхние и боковые места плацкарта. Решил взять купе. Отдал 963 руб собственно за билет плюс 50 руб накрутки.

Вот и наступил долгожданный день - 4 июля. Московское время 9.30, я на Курском вокзале. Поезд подают на посадку. В составе 15 вагонов. Купейные вагоны в основном немецкие, производства середины 70-х годов (изнутри отделаны белым пластиком). Среди них затесался один "калинка" (вагон производства Калининского (Тверского) завода начала 90-х). В нем-то мне и предстояло ехать. Я несколько расстроился, так как приходилось слышать, что в этих вагонах вентиляция никакая по сравнению с немецкими. На кондиционеры я и не рассчитывал. Впоследствии оказалось, что мои опасения были преувеличены, так как все окна (и в купе, и в коридоре) исправно открывались, и, соответственно, были открыты. Моими соседями по купе оказалась молодая семья из Пскова (муж жена и девочка 6 лет). Они ехали отдыхать на Казантип (похоже, Казантип становится все более популярным !!!) Проводник - мужчина примерно 40 лет, как потом выяснилось - доброжелательный и приятный в общении - с радостью отвечал на мои вопросы о Керчи и о Героевском. Как бы то ни было, наш поезд во главе с ЧС2-716 из депо Орел в 10.21 медленно отошел от платформы, и дорога (я люблю поезда и дорогу в поезде считаю неотъемлемой составляющей отдыха) началась.

Почти весь день я стоял в проходе и смотрел на плывущие за окном леса, поля, города и станции, предоставив спутников самим себе и забегая в купе только чтобы перекусить. Так доехали до Белгорода. Честно говоря, я предполагал, что российской таможни не будет, так как ее не было во время нескольких моих предыдущих поездок на Украину (последняя из них была в ноябре 2001 года). Не тут то было! В купе зашел человек в форме, попросил паспорта, даже спросил меня о цели поездки. Только после этого проводник разрешил выйти на платформу, за 15 минут до отправления. Я видел, как заменили локомотив, тоже на ЧС2, но пойти и выяснить номер не было времени.

Через полтора часа прибыли в Харьков, было уже совсем темно. Аналогичная история - проводники не выпускают из вагонов, пока не пройдет паспортный и таможенный контроль. Наконец, зашли пограничники, взяли паспорт, поставили штамп. После этого нас выпустили на перрон. Что интересно - обменщики валют ходили по вагону в Белгороде, всю дорогу от Белгорода до Харькова и в Харькове, но только до того, как в вагон зашли пограничники, потом их как ветром сдуло. Но я не хотел менять деньги до прохождения таможенного контроля так как знал, что ввоз гривен не-гражданами Украины запрещается. Я насилу нашел менялу на перроне и обменял у него 1000 руб. по курсу 0.16. Потом пожалел, что не обменял все, так как в Керчи курс везде был 0.15. Купил еще бутылку газированной воды и вернулся в вагон. Через 5 минут мы отправились. Я, выглянув в окно в коридоре, увидел, что нас тянет уже не ЧС2, а ЧС7, и отправился отдыхать. Забрался на верхнюю полку и вскоре заснул.

Просыпаюсь. Стоим. Напротив окна горит синим "ЗАПОРIЖЖЯ 1". Четыре часа по московскому времени, тот "самый-самый тихий ранний час". Я решил не спать и встретить рассвет над Каховским водохранилищем, по берегу которого мы вот-вот должны будем ехать. Трогаемся. Вскоре огни города остаются позади, начинаются камыши, плавни, протоки. Наконец, они тоже остаются позади. Теперь справа бескрайняя водная гладь, над водой стоит туман, который постепенно рассеивается. Небо светлеет. Замечаю несколько лодок с рыбаками - скорее всего, ловят сомов. Когда водохранилище кончается, снова засыпаю, просыпаюсь перед Новоалексеевкой - уже яркое солнце.

В Джанкое электровоз (как выяснилось - ЧС7-166, депо Харьков-Октябрь) меняют на тепловоз (половинка 2ТЭ116). Едем еще 5 часов по выжженной степи и в 12.20 прибываем в Керчь.

На вокзале таксист соглашается отвезти меня в Героевское за 30 грн, потом сбавляет сумму до 20 грн., но я не соглашаюсь и на это, сажусь на маршрутку и еду на автовокзал. Еще у проводника я узнал, что прямого автобусного сообщения от ж.д. вокзала до Героевского нет. На автовокзале выяснилось, что прямого сообщения нет и оттуда, нужно ехать на автобусе (или маршрутном такси) #5 до Аршинцево (остановка "Райисполком"), а там пересаживаться на #15 до Героевского. Только на месте я узнал, что от ж.д. вокзала до Аршинцево (райисполкома) ходит автобус #26. Короче, доезжаю до "Райисполкома", и там вскакиваю в уже отходящий автобус до Героевского.

В автобусе задаю вопрос парню, который стоит рядом со мной: "Ты местный ?" Получив утвердительный ответ, спрашиваю, насколько проблематично снять комнату для отдыха в Героевском. Но тут отзывается другой рядом стоящий парень, говорит, что его теща сдает жилье и предлагает идти с ним. Он производит на меня хорошее впечатление, и я соглашаюсь. В результате жилье оказывается комнатой в частном секторе с удобствами во дворе. В комнате стол и две кровати. Чисто, тенистый двор, далеко от трассы. Хозяйка просит за это 10 грн. в день. Я непривередлив, цена мне кажется приемлемой. поэтому соглашаюсь. По просьбе хозяйки не публикую ее координат, но скажу что сдающих жилье много и цена в среднем такая и есть - 10-15 грн. за комнату в день. А народу сравнительно мало. Кстати, я в Керчи не видел, чтобы люди, сдающие жилье, приходили к поезду, что обычно, скажем, для Евпатории или Феодосии. Так что жилье нужно искать на месте.

Переодеваюсь и иду на море. Идти до моря 200 метров под небольшой уклон. Вот наконец цель - море. Песчаный пляж. Народу мало - расстояние между группами отдыхающих в среднем 10-15 м. ЛЯПОТА !!! Раздеваюсь, захожу в воду. Набор глубины довольно быстрый - метров 8 от берега и мне уже по шею (рост у меня 187 см). Потом выснилось, что если проплыть метров 30, то начинается песчаная отмель, где мне по пояс. Температура воды, судя по ощущениям, никак не ниже 26 град. И она не опускалась ниже во все время моего пребывания в Героевском. Я не понимаю одного - сколько нужно сидеть в такой воде, чтобы замерзнуть. Можно сидеть часами, что некоторые и делали при мне. Я вылезал в среднем через полчаса, не потому, что замерз, а потому, что надоедало. Шел валяться на песок. Надоедало валяться на песке - шел в воду. И так 3-4 раза за один поход на море.

Первые два дня я никуда не ходил, кроме как на море. Потом только решился осмотреть окрестности. Выяснилось, что поселок Героевское (Эльтиген) растянут километров на 5 вдоль берега Керченского пролива. Состоит исключительно из одноэтажных домов. На территории поселка располагаются 5 пансионатов - один - пансионат "Залив" - на северном конце (где я был), еще 4 на южном. Вдоль поселка тянутся песчаные пляжи. В центре поселка имеется памятник - десантный бот на постаменте. Он установлен в память об Эльтигенском десанте - когда в ноябре 1943 г. здесь был высажен десант из 1500 человек, чтобы отвлечь на себя основные силы противника, в то время, как основные силы Красной армии подходили к Керчи с запада. Этим же событиям посвящен музей Эльтигенского десанта (обязательно сходите туда) и монумент в виде паруса на высоте, где находился немецкий дот. На северном конце поселка расположены раскопки древнегреческого города Нимфей и пограничная застава (там часто светили прожектором по ночам). А к югу расположены песчаные обрывы и совершенно безлюдные пляжи. Интересная особенность Героевского состоит и в том, что здесь виден противоположный берег Керченского пролива - Таманский полуостров, который есть Россия. То есть я был 10 дней на Украине, но каждый день видел Россию !!!

Из экскурсий ездил на обзорную по Керчи. Это было на пятый день пребывания в Героевском. Стандартный набор достопримечательностей: Аджимушкайские каменоломни, Царский курган, храм Иоанна Предтечи (построенный в XI веке), гора Митридат с раскопками древнего города Пантикапей. Кроме того, раза три ездил в Керчь самостоятельно и гулял по городу. Мне кажется, что Керчь можно назвать городом контрастов. Центр (улица Ленина) представляет собой пешеходную зону, напоминающую московский Арбат (фонари, тротуарная плитка), а окраины местами представляют собой декорации для съемок антиутопий - полуразрушенные корпуса заводов (особенно впечатляет громада Железорудного комбината между Аршинцево и Героевским), разобранные железнодорожные ветки.

Немного о прозаическом - о продуктах питания, напитках и ценах. В столовые, кафе и рестораны не ходил, посему здесь ничего сказать не могу. Ограничивался овощами, фруктами, супами быстрого приготовления и консервами. Надо сказать, что с овощами и фруктами сейчас в Керчи не густо - последствия весенних заморозков и более чем двухмесячной засухи. В частности, вишен и абрикосов нет совсем. Как бы то ни было, вот цены на продукты в гривнах (те, что я употреблял):

Цены на напитки (те, что я употреблял и которые мне понравились):

А теперь наиболее романтичное - ночные прогулки. Это было каждый день и вот как это было. Выхожу на улицу и иду до конца поселка. Далее дорога идет под обрыв, а передо мной открывается ночная панорама Керчи, точнее - Аршинцева (пригорода Керчи). Море огней. Смотрю на это 5, 10, 20 минут. Возвращаюсь и иду по направлению к раскопкам и пограничной заставе. Оборачиваюсь назад, и передо мной панорама Героевского, вдалеке - маяк, горящий зеленым светом. Любуюсь этим также минут десять, а если пограничники решают шарить прожектором, то меньше, боюсь не попасть в луч прожектора. Наконец, иду на море. Там черные волны и тоже множество огней - на кораблях, стоящих на рейде, и на другом берегу пролива. И звезды. Такие звезды мало где можно увидеть. Минут десять смотрю вдаль, потом ложусь на песок и смотрю на звезды. И ни о чем не думаю.

Но все имеет конец. Я еду на вокзал. Билет взял в Керчи, в городской кассе, тоже за 6 дней до отъезда, тот же поезд (#128 Керчь-Москва), тоже купе и тоже верхнее место. Получил от местных такой совет - если не будет билетов, то попробовать взять в Сервис-центре, который имеется на вокзале. Переплата небольшая, а вероятность взять билет больше. Вагон был на этот раз немецкий, судя по заводской табличке - 1974 года изготовления. В 23.55 заиграли "Прощание славянки", и поезд тронулся.

И вот я снова еду по берегу Каховского водохранилища, только уже в обратном направлении. Скоро Запорожье, где мне выходить. После этого были три дня у родственников, объятия, рукопожатия, море пива и водки, купание в Каховском водохранилище. И вот, наконец, я сажусь в Никополе в поезд #74 Кривой Рог-Москва, чтобы ехать теперь уже домой. Ехал в купе, но на нижнем месте, вагон немецкий, но сравнительно новый - 1991 года изготовления, "шоколадка" (отделан изнутри коричневым пластиком под дерево). Как не странно, жарко не было, хотя кондиционер не работал. Подъезжая на следующий день к Москве, чуть не плакал.

Какой из этого можно сделать вывод? Для тех, кому нравится неброская, но гармоничная природа (степь, плавни, акации), теплое и чистое море, тишина и малолюдность, Героевское - один из оптимальных вариантов. Тем, кому нужна экзотическая природа и бурная ночная жизнь, лучше поискать место на Южном берегу Крыма, в Сочи или в дальнем зарубежье.

Овчинников Иван. Написать автору.